Нет комментариев

Политические процессы в Закавказье, получившие мощнейший побуждение в августе 2008 года, демонстрируют тревожный конфликтный потенциал и тенденцию к ассиметричному развитию с самого первого мес

Политические процессы в Закавказье, получившие мощнейший возбуждение в августе 2008 года, демонстрируют опасный конфликтный потенциал и тенденцию к ассиметричному развитию с самого первого месяца нового 2011 года. Происходит это от того, что в ходе пятидневной российско-грузинской войны не были даны ответы на ключевые региональные вопросы. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не стало быть и не могло начинать логическим и окончательным завершением грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов для мировых центров силы — США, ЕС и Китая, региональных тяжеловесов — Турции и Ирана, и соседей Грузии по региону — Азербайджана и Армении.

Ни одна из указанных стран не поддержала Россию в ее решении. Пожалуй, то есть в этом принципиальное разница указанных проблем от косовской, получившей опосля войны и признания со стороны США, стран ЕС и многих десятков других государств отложенное во времени, Но принципиальное и окончательное политическое урегулирование, которое не решается оспорить даже расчленённая Сербия.

Более того, ратный метод решения проблем с Грузией, какой вынужденно применила в августе 2008 возраст Россия, породил между государств Черноморско-Каспийского региона массу вопросов и претензий. Например, о праве на аналогичное приговор нагорно-карабахской проблемы активно заявил Азербайджан. В свою очередь, Армения укрепилась в сознании тово очевидного факта, что только адекватная причина может позволить ей побеждать статус-кво, а вероятно и контроль над НКР.

Вставшие до всеми опосля грузино-российской войны вопросы требовали решения и сулили новые, доселе недосягаемые выгоды для США. Вашингтон скоро принялся улаживать Армению с Турцией, что бы успевать разблокирования границы и сухопутного доступа в регион. Турция и Иран,, в свою очередь активизировали конкуренцию зa вдохновение в Азербайджане, какой активно старалась перетянуть на свою сторону Москва. открытый неудача армяно-турецкого переговорного процесса не остановил эти тенденции. Наоборот, он их только что активизировал, Но уже в непубличном формате. Участники днесь уже подковерной, «тихой» дипломатии, как разительно ловко и честный назвал ее правитель Турции Абдулла Гюль , совершенно убедились в том, что проблематика Кавказа являет собой клубок взаимосвязанных проблем. испытание решения одной из них влечет цепную реакцию и обязательное абордаж интересов десятка игроков в обширном регионе от Средней Азии до Ближнего Востока и Балкан.

Идет чрезвычайно тонкая шалость с высочайшими ставками. Ее участникам приходится учитывать место комплекс существующих вопросов, связей, возможных и невозможных закулисных договоренностей, существующих интересов и перспективных проектов. Уже ни один человек не говорит, что нагорно-карабахская вопрос не связана с армяно-турецкими отношениями. Турция стоймя заявила, что эти вопросы должны осмеливаться в комплексе. Уже очевидно, что Грузия не оказалась опосля войны на задворках международной политической системы, а при активной поддержке западных кураторов небезуспешно клеит России знак «оккупанта» и кроит Кавказ по своему лекалу. Уже решительно понятно, что в случае новой войны в Нагорном Карабахе, Россия будит лишена оперативного маневра, а место Грузии приобретет для Армении жизненно величавый характер. Практически не вызывает сомнений охота Ирана расшатать политическую систему Азербайджана (выступления исламистов в Баку и других азербайджанских городах), предвидя неминуемое крепость военно-политических позиций USA в этой стране. И столь же бесспорна виновник активности Запада — это карт-бланш в Туркмении и ставшая явной надежда реализации проекта NABUCCO. Для России убыль инициативы в Закавказье сопряжена с прогрессирующим нарастанием рисков на Северном Кавказе. И вклад Грузии в достижение этой цели бесспорен, ярким свидетельством чему стали откровения дагестанцев, воспользовавшихся соответствующим указом Саакашвили и отправившихся на хадж в Мекку транзитом чрез Грузию.

Запутанную паутину текущих политико-дипломатических маневров дозволительно выявить, наблюдая зa визитами высших должностных лиц стран региона. 24 января в Москве состоятся первые в этом году переговоры по карабахской проблематике с участием министров иностранных дел Азербайджана, Армении и России. зa не мало дней до этого председатель МИД РФ Дима Лавров побывал в Турции (тень Анкары над карабахским процессом нависала на всем протяжении 2009-2010 годов). Главы МИД Армении и Азербайджана прибудут в Москву под впечатлением переговоров с их грузинским коллегой Григолом Вашадзе, кто с 20 до 23 января совершил челночные визиты в Ереван и Баку. В поездке в армянскую столицу Вашадзе составил компанию своему шефу — президенту Грузии Михаилу Саакашвили , какой был удостоен руководством Армении очень теплого приема. зa не мало дней до Вашадзе в Баку побывал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу , подтвердивший всю серьезность планов Запада в отношении закавказского транзитного коридора. глава Армении Серж Саргсян в сей промежуток предпринял путь на Кипр и в Грецию, откуда обрушился с критикой в адрес Турции, создав иллюзию армяно-греческого союза. В Анкаре состоялись переговоры по иранской ядерной программе, разбившиеся, как и следовало ожидать, о глухую оборону Тегерана.

Весь сей калейдоскоп событий не обязан и не может отвлечь забота наблюдателей от главной ставки. А она сделана давно, Но побочные обстоятельства мешают ей сыграть. Закавказье мыслилось и остается в планах Запада — безопасным транспортно-коммуникационным коридором, связывающим Среднюю Азию и Каспийский регион с Европой. Парадоксально, Но августовская борение чуть ускорила устройство этого проекта, поскольку обозначила максимальную линию доступа России в регион. Новые военные базы РФ в Абхазии и Южной Осетии не могут заменить по своей стратегической значимости выведенные ею базы в Ахалкалаки и Батуми, являющиеся узловыми пунктами грузинского коридора.

Все вдобавок актуальные факторы риска для конструкторов коридора — столкновение в Нагорном Карабахе и непредсказуемый Иран. Собственно около этих двух проблем и идут активные маневры. воздействие России в карабахском процессе огромно только по той наивный причине, что она сохранила свои военно-политические позиции в Армении. Инициированный американцами процесс примирения Армении с Турцией был призван ослабить то есть эту ключевую точку опоры. но он провалился. Попытки столицы обеспечить сопоставимый с Арменией степень взаимоотношений с Азербайджаном, создав некоторый баланс в этом треугольнике, обречены, поскольку лишены сопутствующих рычагов влияния на Баку и не подкреплены внятными экономическими или же же военными позициями.

Возможная новая борьба в Карабахе нарушит всю «коридорную логику», подорвет гарантии безопасности Баку-Тбилиси-Джейхана и ключевого отрезка NABUCCO — Баку-Тбилиси-Эрзрума, ожидающего к 2015 году туркменский газ. В данном контексте следовало бы развить мнение о том, кому может обретаться выгоден заушина по транзитным трубопроводам на азербайджанской территории, кто перманентно грозятся произвести армянские военные в случае попытки блицкрига с азербайджанской стороны. С подобный стороны, отрицание не выговаривать и то, на кого возложена вся обилие ответственности зa такой сценарий. В обоих случаях стиль соглашаться о России, которая, безусловно, не заинтересована в укреплении гарантий безопасности транзитного коридора «Восток-Запад», Но при этом ограничила мой доступ туда с севера, а в настоящее время и создает гарантии его безопасности с юга. И небезуспешно, о чем свидетельствует подписанная президентом РФ Дмитрием Медведевым Майендорфская декларация.

Из сказанного может появиться ложное впечатление, что новая борение в Нагорном Карабахе может приходить России стратегические дивиденды при потере некоторой части международного политического имиджа. Но это во всем объеме не так. Новая борение в Закавказье приведет к катастрофе регионального масштаба и опять актуализирует абхазский и осетинский очаги с перспективой разбалансировки ситуации на всем Северном Кавказе. Более того, на сей раз прогнозами о новой холодной войне работа не закончится. В военные действия неминуемо будит втянута Турция, подписавшая с Азербайджаном военно-политический условие о взаимопомощи, сравнимый по своему значению с аналогичным армяно-российским документом. то есть с учетом этих обстоятельств дозволительно с высокой долей уверенности полагать, что опосля войны в Южной Осетии политика России в карабахском, впрочем, как и приднестровском вопросах носит норов должен и лишенный альтернативных, не чреватых серьезнейшими последствиями, вариантов.

Очевидно, это понимают и все остальные участники указанных процессов. Для России вырисовывается нужда дальнейшей холод карабахского процесса. все же данная дилемма представляется трудновыполнимой, в первую очередь, за экономической ситуации, в которой оказалась Армения. защита экономического и военного паритета с Азербайджаном требует год от возраст новых усилий. Недоумение, которое высказывали армянские политологические круги в связи с досрочной пролонгацией срока дислокации российской военной базы в Гюмри, в сложившейся ситуации, выглядит, как минимум, неадекватным. На самом деле, это был действенный выступка по наращиванию военного потенциала Армении и срока действия российских гарантий на десятилетия вперед.

Но и за компанию с тем это был знак о том, что на большее Армения в случае быстрого возобновления войны предполагать от России не может. Понимая это, Армения спешит запасаться дополнительными гарантиями «третьего», наиболее непредсказуемого, Но при этом наиболее важного игрока — Грузии, довершающей, посреди прочим, демонтаж жизненно важного для Армении коридора «Север-Юг». сплетня о возможности передачи газопровода Моздок-Тбилиси азербайджанской госнефтекомпании и планах его использования для прокачки азербайджанского газа к грузинским портам не возникли на пустом месте. Это мощнейший элемент шантажа Армении и России. достоинство этих разговоров для Еревана выше, чем прогнозы о предстоящей продаже C-300 Азербайджану. вероятно не ли здесь забыли, который то есть в свое время помешал российскому «Газпрому» приватизировать эту трубу. Наверняка тот, который ныне допускает его передачу Азербайджану!

«Да здравствует безопасная Армения. так точно здравствует безопасная Грузия» — провозгласил глава Армении Серж Саргсян, выступая на днях в Ереване близко с Саакашвили. И он был всё искренен, поскольку в случае срыва ситуации в Карабахе в военное русло, «небезопасная» Грузия подорвет тылы и похоронит всякую надежду армян на победу. А который может подорвать безопасность Грузии — общеизвестно. как уже было отмечено выше, Россия на данном этапе выполняет иную работу — она повышает эту безопасность, ежели и и вынужденно.

Таким образом, для Еревана, отдающего себе мнение в неизбежности коллапса коридора обеспечения «Север-Юг», остается надеяться на гарантии Саакашвили и ухаживать надежду на присоединение к живительному коридору Восток-Запад. И здесь дилемма комната 1 — полномочен ли Михаил Саакашвили регулировать такие вопросы? надо констатировать — безопасность и функции транзитного коридора определяются не той страной, по территории которой он пролегает, а поставщиком и потребителем транзитного продукта — в данном случае от Азербайджана и Турции. А мы все видели, что результатом грамотной координации их действий, невзирая на усилия Запада, стали «похороны» Цюрихских протоколов.

Напрашивается предстоящий вывод: даже если усилия Вашингтона и Брюсселя приведут к выводу России из региона и запуску NABUCCO, Баку и Анкара продолжат свою долгосрочную стратегию по изоляции Армении вплоть до полной ее капитуляции. Более того, предложение Баку — «NABUCCO в мена на Карабах» будит скрипеть тем отчетливее, чем ближе конец стройки века — газопровода «Восток-Запад» — в Туркмении.

Похожие записи