Нет комментариев

Стенограмма начала заседания:В.В.Путин: человечный день! Вы знаете, я хочу начать нашу встречу с выполнения приятной миссии. вожак аппарата председателя Центрального банка Жучков Владимир

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день! Вы знаете, я хочу начать нашу встречу с выполнения приятной миссии. учитель аппарата председателя Центрального банка Жучков Владимир Иванович награждён орденом зa «Заслуги до Отечеством» IV степени. Владимир Иванович, мы Вас поздравляем сердечно.

В.И.Жучков: Служу Отечеству.

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы ныне поговорим о наших планах, направленных на развитие и крепость отечественного банковского сектора, обсудим соответствующую стратегию, рассчитанную на промежуток до 2015 года. Это около нас уже третий свидетельство подобного рода. Мы сряду принимали их в ход последних многих годов и двигались по пути их исполнения.

Повышение надёжности, конкурентоспособности национальной кредитной системы, образование современного рынка банковских услуг, бес преувеличения, являются одними из важнейших, одними из ключевых вопросов экономической политики государства. И в предыдущие годы, как я уже говорил, начальство и Центральный банк в порядке преемственности занимались решением этих задач. Стратегии, о которых я говорил, принимались в 2001–2005 годах и на 2005–2008 годы принимали.

Были приняты законы, направленные на повышение открытости нашего банковского рынка, на существо равных условий для работы российских и иностранных кредитных учреждений. Мы стимулировали барыш капитализации банков, расширение линейки банковских услуг, проводили системное оздоровление банковского сектора, несмотря на иногда в высшей степени жёсткое сопротивление, избавлялись от разного рода сомнительных, полукриминальных контор.

Для справки могу сказать, что в 2009 году были отозваны лицензии около 44 банков, в 2010-м – около 27.

Мы знаем, что Центральный банк и начальник Центрального банка действуют донельзя аккуратно, осторожно. Мы с Сергеем Михайловичем (С.М.Игнатьев – начальник Центрального банка) туча раз на эту тему дискутировали. Я считаю, что это абсолютно оправданная политика, тем более что преимущественно в регионах финансовые учреждения нуждаются в поддержке, далеко почасту находятся ближе только к клиентам.

В результате российская банковская система надо признаться наработала припас прочности и устойчивости. И это сыграло свою позитивную занятие в апогей глобального кризиса. Не было повторения ситуации 1998 возраст с разорением многих банков, с массовыми потерями вкладов граждан.

Со своей стороны начальник и Банк России в самые трудные кризисные месяцы действовали оперативно. Мы вместе предотвратили срывы в работе банковской системы, обеспечили в целом её стабильную работу, локализовали потенциальные риски, исходящие от проблемных банков.

ЦБ и начальник предоставили банковскому сектору необходимую ликвидность. Например, зa 2008 и 2009 годы – мы немедленно только с Алексеем Леонидовичем (А.Л.Кудрин) к тому же раз эти цифры проверяли – величина такой помощи составил едва не 5 трлн рублей. Эти монета ныне в основном возвращены зa небольшим исключением: где-то 800 млрд работает в экономике в виде кредитных ресурсов, что является сполна нормальным делом. снедать небольшие потери, связанные с проблемными банками, Но эти потери с лихвой перекрываются прибылью, которую Центральный банк получил в ходе этой работы. изложение соглашаться где-то о 80 млрд рублей, истинно Вы посчитали?

А.Л.Кудрин: о 100 млрд.

В.В.Путин: о 100 млрд. несомненно же, были и неизбежные издержки – я имею в виду издержки, связанные с кризисом. Снизились объёмы и выросла цена потребительского кредитования, возникли трудности с доступностью к кредитам реального сектора экономики.

Сейчас российская экономика вышла на траекторию роста. Да, конечно, последствия кризиса всё вторично дают о себе знать, Но объективные показатели свидетельствуют о позитивных тенденциях.

С начала 2010 возраст более чем на 2 трлн 300 млрд рублей увеличился величина вкладов граждан: барыш – 30%. Это говорит о доверии населения к банкам, действующей системе страхования и защиты вкладов. По имеющимся данным исследований, состав банковских вкладчиков не снизилось и составляет около 40% взрослого населения России. около нас на исходная точка 2010 возраст вклады в банках были 7,5 трлн, а на 1 января 2011 – 9,8 трлн рублей.

В свою очередь растёт кредитный кошель наших банков: по итогам 2010 возраст приблизительно на 12%. величина выданных кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам на зародыш 2011 возраст составил около 18 трлн рублей, из них физическим лицам – 4 трлн рублей с лишним.

Банки вторично расширяют финансирование промышленности, наращивают программы автомобильного кредитования, ипотеку. Так, величина выданных ипотечных жилищных кредитов в 2010 году увеличился, по оценке, приблизительно в 2,5 раза по сравнению с 2009 годом, причём средняя ставка по рублёвым ипотечным кредитам в 2010 году снизилась с 14,2% в январе до 12,8% к концу года. На 1 января 2011 возраст величина ипотечных жилищных кредитов, предоставленных гражданам, перед оценивается в 340–380 млрд рублей. зa тот же промежуток в 2009 году было выдано 152 млрд рублей.

Продолжились и системные изменения. В банковское работа внедрялись новые технологии и услуги. Так, наличность выпущенных банковских платёжных карт достигло 140 млн, причём 82% платежей клиентов банков – физических лиц и предприятий – теперь осуществляется при помощи электронных технологий, то теснить ясность и технологичность денежного обращения в стране растут.

Сейчас, опираясь на созданную базу, мы можем помещать долгосрочные задачи по дальнейшему качественному развитию банковской системы. В этой связи отмечу не мало вопросов.

Первый. Банковская система и её возможности должны оставаться адекватны тем вызовам, которые стоят до страной, опомниться на запросы граждан – например, в такой социально значимой сфере, как приговор жилищных проблем, истинно и по некоторым другим жизненно-важным вопросам. И, конечно, занятие банков призвана передавать дополнительные импульсы росту, модернизации и структурной перестройке экономики. Нам надо эффективно конвертировать национальные накопления в капиталы для развития, в случае необходимости на выгодных условиях соблазнять ресурсы на глобальных финансовых рынках. Всё это определяет высокие требования к собственникам и менеджменту кредитных учреждений.

В этой связи вторая задача. Мы должны повысить порука и ясность принятия решений в банковской сфере, улучшить правовую защищённость как кредиторов, да и заёмщиков. В целом банковская система должна начинать эффективной, ориентированной на современные банковские технологии системой. сразу мы должны исполнять все необходимые выводы из прошедшего финансово-экономического кризиса и предусмотреть дополнительные меры по повышению устойчивости банковской системы. при этом мочь действительно исходить из того, что страна В любое время будит подсоблять в трудных ситуациях – В любое время и каждому. Конечно, мы будем помогать и В любое время подставим плечо финансовым учреждениям, Но иждивенчество недопустимо. Банковская система должна пребывать выстроена таким образом, что бы в ней самой был заложен здоровенный резерв прочности, были внутренние резервы для реагирования на возможные риски.

Третье – это совершенствование надзорных и контрольных функций Банка России. Безусловно, важна здесь и занятие Министерства финансов РФ. Считаю, что следует подумать о системе раннего предупреждения, создать инструменты, с поддержкой которых мы рано могли бы выявлять признаки негативных тенденций в банковском секторе. И чем быстрее будут предпринимать необходимые превентивные меры, тем меньше потерь будит для всех. И здесь хотел бы, конечно, предостеречь от крайностей: невозможно допустить появления разного рода административных, дополнительных административных барьеров, контроль не обязан являться мелочным, Но должен толкать(ся) эффективным и действенным.

Нам в целом надо выделывать максимально благоприятную среду для развития банковского бизнеса, для повышения конкурентоспособности и наращивания возможностей отечественной кредитной системы. Причём по всем ключевым параметрам – качеству управления банками, состоянию конкурентной среды, прозрачности банковской деятельности, банковскому надзору – мы должны оглядеться на самые высокие международные стандарты.

Мы умышленно пригласили на консилиум уместительный штат представителей банковского сообщества, что бы выслушать ваше мнение, уважаемые коллеги. И надеюсь, обсуждение предлагаемой стратегии пройдёт активно и заинтересованно. Стратегия создавалась совместными усилиями и разрабатывалась Министерством финансов Российской Федерации, Банком России. Я просил бы коллег высказаться. Давайте, Антон Леонидович, с Вас начнём.

А.Л.Кудрин: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! ныне мы рассматриваем «Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на промежуток до 2015 года». Эта стратегия впервые будит пятилетней. Предыдущая стратегия – с 2005 по 2008 год – была четырёхлетней. Но опосля её завершения в связи с кризисом мы сделали паузу, что бы в полной мере отразить итоги и уроки периода кризиса и обязанность сохранения стабильности банковского сектора.

Поэтому ныне мы уже можем ценить итоги работы 2010 года. И зараз скажу, что все задачи предыдущей банковской стратегии (с 2005 по 2008 год) выполнены. Я приведу три цифры. В плане предыдущей банковской стратегии около нас было по величине активов в процентах к ВВП достичь 60%. Уже в 2008 году по факту, по результатам банковской стратегии, они составили 67%, а в 2010-м – 75%, то лакомиться мы пошли в отдалении будущий по сравнению с планами, которые около нас были в 2005 году.

По капиталу банков смета был 7–8% к ВВП. По факту в 2008 году мы уже достигли 9,2%, а ныне капиталы банков достигли больше 12%.

Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам в плане предыдущей стратегии ставились до 28%. К 2008 году они достигли 39%, а теперь – это уже 41%, то теснить всех основных показателей работы банковского сектора, предусмотренных в стратегии, мы достигли и превзошли.

Соответственно, я бы и сравнил и с целями концепции долгосрочного развития, которые мы поставили до 2020 года, – достичь величины кредитов к ВВП 80–85%. И такую мета мы уже достигнем в 2015 году, то лакомиться мы идём с опережением по достижению целей концепции долгосрочного развития.

Соответственно, теперь к результатам работы дозволено отнести и прохождение кризиса. Это был тест на устойчивость банковского сектора. И предварительно только целью Правительства и Центрального банка в сей промежуток было сохранение вкладов населения и клиентов банка. то есть они составляют главные взносы и депозиты, и имущество на счетах банков – это не имущество банков, это средства, по сути, реальной экономики и наших граждан. Сохранение стабильности банковской системы обязательно нужно было с целью сохранения стабильности в реальном секторе и защиты вкладов населения. Соответственно, и житель отплатило доверием, поскольку уже в ход 2010 года, как Вы сказали в своём выступлении, вклады существенно возросли и достигли 9,8 трлн рублей. И здесь я бы назвал опять 1 момент. В целом зa три возраст кризиса – 2008, 2009, 2010 годы, – несмотря на то, что в некоторые месяцы 2008 возраст мы видели отток вкладов, в целом зa три возраст вклады возросли на 90%, из них на 30% – только в окончательный год. Мы смогли преодолеть те опасения населения, которые были в результате предыдущего кризиса. теперь имущество населения, да же как и имущество клиентов–юридических лиц, служат основными средствами для дальнейшего инвестирования реального сектора. Банковский сектор, собственно, и обязан исполнять эти функции – аккумулирование средств и настроение их на инвестиции. Собственно, зa эти годы мы смогли увидеть, что банковский сектор сумел выполнить эту свою задачу.

Мы, конечно, должны проанализировать и слабые стороны. Я бы к слабым сторонам отнёс то, что около нас сохранялась высокая инфляция, высокая ставка кредита, и преимущественно она выросла в промежуток кризиса. Таким образом, доза кредитов свыше трёх лет, то поглощать более долгосрочных, остается на небольшом уровне – меньше 10%. по-этому наша вопрос в промежуток новой банковской стратегии – обеспечить и макроэкономическую стабильность, и выполнить цели Правительства и Центрального банка по снижению инфляции и банковской ставки кредитования в экономике. Кагда эти цели сподряд будут во что бы то ни стало быть исполняться, в то время существенно повысится занятие банковского сектора в долгосрочных инвестициях и увеличится часть кредитов в инвестициях. Соответственно, вот эту задачу нам надо опять усердный выполнить.

К другим вопросам я отнёс бы по результатам выполнения то, что барыш просроченной задолженности остался на довольно умеренном уровне по результатам этого кризиса. И в патентованный момент по физическим лицам составляет около 7,3%, по нефинансовым организациям – около 5,6%. И теперь она стабилизировалась и незаметно понижается.

Мы можем сказать, что это положительный следствие периода кризиса, поскольку первоначально были более серьёзные опасения. Я бы и отметил высокую достаточность капитала в банковском секторе – до 18%, причём минимальная объем – 10%. Тем самым около нас снедать сбережение прочности по достаточности капитала.

Так же бы назвал и довольно скромные, умеренные результаты по прибыли. почасту банки относят к самым богатым и даже называют их «жирными котами», Но в нашей экономике это не подтверждается.

О прибыли в других секторах экономики. Я могу назвать итоги зa девять месяцев прошлого года. Обрабатывающие производства зa девять месяцев прошлого года, даже если вычесть нефтепереработку, получили в виде прибыли 813 млрд рублей, а банковский сектор зa девять месяцев – 161 млрд.

Например, такие секторы, как металлургия и энергетика, получили прибавление больше 360 млрд и больше 250 млрд рублей соответственно. Повторяю: банковский сектор – 160 млрд рублей, то снедать банковский сектор распоряжается чужими средствами и живёт на процент, на маржу, что довольно контролируется. В том числе на них влияют и нормативные требования Центрального банка. Тем самым мы ныне можем сказать, что доходы банковского сектора – умеренные, хоть наша мишень – что бы они были достаточными для увеличения капитализации банковского сектора.

В этой связи хочу сказать, что мы принимали приговор об увеличении минимального капитала зa сей период. Напомню, что к 1 января 2010 возраст поставлена была задача, что бы минимальный имущество банка обязан крыться 90 млн рублей. Кагда эту норму вводили, были опасения, как банки справятся с этим: около нас на тот момент было 145 банков ниже этого уровня.

Могу доложить, что на 1 января 2010 возраст около 16 банков либо были отозваны лицензии, или же они влились в другие, то вкушать 16 банков прекратили своё существование. 7 банков было переведено в разрешение небанковских коммерческих организаций, и, соответственно, остальные 122 банка достигли уровня 90 млн. дальнейший остановка – 1 января 2010 года, повышение уровня минимального капитала до 180 млн рублей. теперь этим требованиям не соответствуют 185 банков. В целом нужный величина средств на умножение капитализации этих банков – 10 млрд. Считаю, что практически все банки достигнут этой величины и пройдут спокойно и эту зону.

В нынешней стратегии мы опосля дискуссии с банковским сообществом определили последующий степень минимального капитала. Назывались цифры до миллиарда. Но банковские ассоциации, ассоциации банков попросили исполнять более умеренной эту величину: к 1 января 2015 возраст 300 млн рублей. ныне этой планки не достигают 372 банка. Но мы исходим из того, что сей промежуток – 5 годов – поглощать до достижения этого уровня около банков и в рамках обычных, я бы даже сказал, эволюционных механизмов увеличения своей капитализации зa счёт прибыли, зa счёт размещения акций. Мы уверены, что эту планку тожественный возьмём и тем самым капитализация банковского сектора и повысится.

Среди важных направлений новой стратегии – умножение конкуренции в банковском секторе, расширение спектра современных банковских услуг, капитализация банковского сектора, поскольку то есть о ту пору они более усердный смогут помочь в модернизации и кредитовании экономики, повысить полет корпоративного управления и управления рисками. И сей затруднение показал, что некоторый банки, которые не смогли справиться в промежуток кризиса со своими рисками, как раз показывают нам мочь улучшить эту ситуацию в ближайшее время и достичь высокой прозрачности рыночной дисциплины участников банковского сектора, ответственности зa честность бизнеса — и здесь банки тожественный могут существенно помочь.

Я бы назвал такие задачи: совершенствование правовой среды и заступничество частной собственности, образование современной инфраструктуры, необходимой для развития международного финансового центра. И эти задачи ставят новые требования предварительно нашим банковским сектором. А по сути, это освобождение на международный степень инструментов, качества управления и работы этого сектора, соответственно, и качества корпоративного управления и управления рисками. и задачи банковского регулирования и надзора и обеспечения финансовой стабильности – эти задачи мы предполагаем частично выполнить к 2015 году.

Но цели Международного финансового центра простираются, конечно, зa пределы 2015 года. Предусмотрена занятие по 30 направлениям, в том числе по 12 направлениям в области надзора. Я назову некоторые ключевые позиции.

Очень чувствительно воспринимается покровительство государства в банковском секторе, по-этому в трёхлетнем плане Правительства уже глотать приговор об уменьшении доли государства в Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке до уровня 50+1 акция. Но в стратегии, поскольку она рассчитана на пять лет, мы не определяем это ограничение, а исходим из того, что зa пределами трёх годов мы продолжим приватизацию пакетов государственных компаний. Мы и предусматриваем, что бы госкорпорации, субъекты РФ и муниципалитеты приватизировали свои пакеты – это цели политики.

Участие иностранного капитала в нынешнем банковском секторе достигло 27% – это нормально. Нам нужны и дальнейшие инвестиции в сей сектор, в том числе иностранные. Развитие Международного финансового центра обеспечит применение в работе целого ряда современных стандартов и технологий, системы клиринга или, как мы говорим, центрального контрагента, освобождение Банка России из числа компаний группы ММВБ, биржи. Тем самым это тожественный повысит частную мотивацию, коммерческую мотивацию в этом секторе.

Мы предусмотрели цели развития кредитования малого бизнеса, населения в микрокредитах и при одновременном совершенствовании системы регулирования микрофинансирования и потребительской кооперации. Мы да учли интересы регионов, где сложился недостаток банковских услуг: в частности, развитие Почта-банка и будит инструментом уменьшения такого дефицита.

Будут успевать залоговое законодательство, условия для секьюритизации активов, расширения спектра депозитных услуг, вклады с досрочным возвратом в ход прежде оговоренного срока (соответствующий план закона уже внесён в начальство и в настоящее время проходит процедуру рассмотрения), развитие депозитных сертификатов из счетов в драгоценных металлах (что преимущественно гордо в промежуток кризиса, Кагда граждане хотят диверсифицировать свои вложения), стимулирование использования современных технологий через операционной совместимости платежной инфраструктуры, централизации клиринговых расчётных услуг, нормативной базы для развития высокотехнологичного банковского бизнеса, в том числе в области контроля зa рисками.

Развитие законодательства в потребительском кредитовании я уже назвал. опять совершенствование работы совет кредитных историй, да делание по защите прав потребителей, включая развитие финансовой грамотности, что позволит гражданам лучше делать выбор ожидание размещения своих свободных средств и больше на этом зарабатывать, брать дополнительный доход.

Будут рассмотрены требования к руководителям и членам советов директоров банков, в том числе требования к руководителям банков, которые надо распространять и больше приближать к международным требованиям (сегодня они минимальны), уточнение функций и компетенций советов директоров и наблюдательных советов, применение мер воздействия к кредитным организациям зa выявленные недостатки в системах корпоративного управления и управления рисками. Я разделяю позицию, в том числе, и Центрального банка и Председателя Центрального банка о том, что около нас недостаточная ручательство зa нарушения и обман в банковском секторе.

Я уже говорил о необходимых требованиях к раскрытию информации, регулированию института аффилированных лиц хозяйственных обществ, к разработке отраслевых критериев транспарентности.

Я не буду нарекать все задачи банковской стратегии. Они выведут банк на недавний высота и более качественное действие задач этого сектора как института при движении инвестиций и модернизации экономики. Данная стратегия обсуждалась на открытых слушаниях в парламенте: уже прошли открытые слушания, мы обсудили на ассоциациях банков, в том числе в Министерстве финансов с участием банковского сообщества и представителей банковских ассоциаций. Даже тот документ, что теперь лежит на руках, что рассылался, мы готовы поправить по последним замечаниям, которые прозвучали на прошлой неделе на совещании около меня, в том числе по снижению административных барьеров. Например, использование банков в качестве контроля зa кассовыми операциями клиентов дозволено уменьшить. Переход на электронный документооборот, поскольку наши банки, в том числе, обременены к тому же бумажными носителями, требует соответствующих затрат. кроме дальнейшая приватизация и урезка административного влияния государственных структур в этом секторе – эти замечания, прозвучавшие от банковского сообщества, мы готовы учесть при доработке этой стратегии. Спасибо. Это в целом. Я, конечно, хотел бы, что бы банки вторично добавили.

В.В.Путин: По поводу сокращения доли государства в наших ведущих финансовых учреждениях. Эта стратегия правильная, Но вот делать нуждаться ужасно аккуратно. Это должно сопровождаться ростом доверия граждан к этим финансовым учреждениям, а не утратой этого доверия. Нужны хорошие фундаментальные основания для этого. Нужно, что бы человеки понимали, что империя в любом случае будит помогать крупнейшее финансовое учреждение (присутствует там царство либо нет) не потому, что питаться там страна или же отсутствует, а потому, что там большая клиентская база. По сути дела, мы поддерживаем не само учреждение, а клиентов этого учреждения, преимущественно если там большое число физических лиц. Нужно, что бы человеки всё это понимали, Но и нужно, чтобы, если княжество будит выходить постепенно, это сопровождалось ростом мощи самого финансового учреждения, а не ослаблением.

Похожие записи

Березовые дрова, купить березовые дрова Мы строго следим за этим на производстве. Купить дрова у нас – значит сделать выбор в пользу качества. После колки все дрова мы сортируем и лишь потом укладываем в специализированные сетки или завязываем в вязанки.